Осознанное материнство


Главная

Правда о чувствах

Статьи

Рассказы

Полезные ссылки

Карта сайта

 

     Создание семьи и воспитание ребенка становится все большей проблемой для многих наших современников. Все реже можно встретить счастливую семью, отпраздновавшую серебряную и золотую свадьбы. Психологи выделяют кризисные этапы в жизни семьи - это год, три, пять, десять и пр. Также и в воспитании ребенка нас постоянно подстерегают кризисы - те же год, три, семь, переходный возраст. Но семьи, в которых изначально царит любовь, взамопонимание и взаимоуважение, вряд ли замечают эти кризисы, а просто постепенно, спокойно и терпеливо решают возникающие на их жизненном пути проблемы.

Дети. Иметь или не иметь?

Проблемы современной семьи

Естественные роды без страха и боли

Дети. Иметь или не иметь?


     Конечно – да! – ответите вы, ведь иметь детей – естественное желание женщины.

     «Я хочу замуж», «Я хочу ребенка» - абстрактные желания, вызванные инстинктами или навязанные социумом, подчас превращают беззаботную до этого жизнь молодой девушки в кошмар.

     Я уж не говорю о молодых мужчинах, которых в большинстве своем именно девушки, гонимые мечтой о шикарном свадебном платье и сказками о том, как «жили они долго и счастливо...», неосознанно загоняют в предлагаемые обстоятельства, наполненные бытовыми неурядицами и суетными проблемами. И лодки любви все бьются и бьются о скалы жилищного неустройства, повседневную и пожизненную усталость. Поэтому всем столкнувшимся с неразрешимыми на ваш взгляд проблемами, зашедшим в поисках личного счастья и душевного комфорта в тупик, я рекомендую – ЗАБУДЬТЕ ВСЕ СКАЗКИ И СФОРМИРОВАННЫЕ ОБЩЕСТВОМ СТЕРЕОТИПЫ!

     И давайте поразмышляем с чистого листа.

     Несмотря на то, что зачатки презервативов были обнаружены еще в античные времена, по-настоящему регулировать деторождение женщины смогли только в середине прошлого века, а советские женщины и того позже (здесь я имею ввиду не аборты, а именно противозачаточные средства). Тогда-то и стали возникать у женщин вопросы, ранее даже не обсуждавшиеся. Например, «Готова ли я психологически быть матерью?», а также над вопросами – Когда, Сколько это стоит и Что я могу дать своему ребенку.

     Не секрет что многие женщины становятся матерями под влиянием простых инстинктов. Они с удовольствием занимаются любовью, не предохраняясь, с удивлением узнают о своей беременности и с такой же свойственной им простотой решают, конечно, положительно вопрос о продолжении рода человеческого. Хотя мужчин уже не так просто заманить в брачные сети на интересное положение невесты, по-прежнему, еще много семей создается на основе простого «залета». Но очень немногим таким семьям удается сохранить свою ячейку на протяжении года-трех, потому как первые месяцы и годы по уходу и воспитанию незапланированного ребенка могут стать не только не цементирующими ваши отношения, но, скорее, наоборот, разобщающими.

     Многие девушки ошибочно считают, что мужчина, узнав о ее беременности, должен сильно обрадоваться, поднять на руки и закружить, а по его щеке в это время тихонько поползет скупая мужская слеза счастья. Чаще, мужчина некоторое время пребывает просто в ступоре от такой новости. У некоторых закрадываются сомнения – «А ты уверена, что от меня?». Именно этот вопрос бывает последним в диалоге возлюбленных. После чего в будущего отца летит какой-нибудь предмет или обрушивается град слез несправедливо заподозренной в неверности подруги. И, если этот мужчина все-таки позорно сбежит, в лучшем случае оставив кучку денег на благополучное избавление от плода (но не любви, видимо, а просто секса), женщина продолжает размышление. Матерям-одиночкам во все времена было нелегко, но некоторые женщины принимают и этот вариант и не только от безысходности, но и по собственному искреннему желанию.

     Все меньше девушек после окончания школы и пр. учебных заведений стремятся просто удачно выйти замуж. Есть категория целеустремленных, амбициозных женщин, которым необходимо самореализоваться в профессии, творчестве, а потом уже в семье. Такое желание их посещает лет в 30-35. И так как они все до этого делали осознанно, то и семья (муж, дети) анализируются с помощью сознания, с подключением небольшой дозы инстинктов. Именно для таких женщин необходима сильнейшая мотивация и теоретический фундамент, чтобы она начала строительство собственного очага. И именно такие женщины осознанно подходят к материнству.

     Допустим, вы вышли замуж по любви, и у вас прекрасные отношения. Но ваша семья – это всего два человека, вы и муж. Обратитесь к своим внутренним ощущениям. Вам чего-то не хватает? Вы испытываете тоску? Хочется накормить голодного котенка, приласкать пробегающую бездомную собаку? Т.е. у вас есть душевные силы подарить любовь и заботу еще кому-то? Тогда, в принципе, можно допустить мысль о зачатии ребенка.

     И...продолжить её (эту мысль) думать. Перейдем к рациональному. Попробуйте себе объяснить себе, ЗАЧЕМ вы хотите иметь ребенка. Из возможных вариантов могу предложить следующие:
1. Так надо, так положено
2. Семья без ребенка – не семья
3. Это модно (все вокруг беременные – актрисы, певицы и пр. «звезды»)
4. Надоело работать, «посижу» в декрете
5. Дадут квартиру, дадут пособие
6. Дети будут содержать вас и ухаживать за вами в старости
7. Мне уже 30, 35, 40 и т.д. Ситуация, когда рождение ребенка идет не от сердца, а от констатации возраста
8. Для себя (распространено у одиноких женщин, приближающихся к возрасту климакса)
9. Удержать мужчину

     К сожалению, все вышеперечисленные причины могут оказаться ошибочными и повлечь проблемы при зачатии, вынашивании, рождении и воспитании ребенка. А особенно тогда, когда та причина, по которой вы хотели иметь ребенка, разрушится у вас на глазах. То есть – любимого мужчину не удержите, а ребенок может начать раздражать, как напоминание о предательстве. Дети улетят из гнезда и, занятые своими проблемами, и не додумаются не то, что содержать и ухаживать за вами, а хотя бы пару раз в год позвонить-заехать.

     В православии говорится, что женщина через материнство спасается. Это означает, что если женщина пройдет через это испытание, она действительно научится любить, сочувствовать. Ребенок учит полному самопожертвованию и самоотречению (не пожизненному, а временному – пуповину как реальную, так и виртуальную, надо отрезать вовремя и отпускать своего ребенка в самостоятельную жизнь), учит терпению и уважению. Большинство взрослых (родителей) абсолютно уверены, что это они учат всему своих детей и воспитывают их. Необходимо понимать, что процесс воспитания здесь взаимен и в том числе внимательно и с уважением относится к собственному ребенку, даже если он всего «от горшка два вершка». Ребенок, как тончайшая лакмусовая бумажка проявит все ваши недостатки, а своими реакциями расставит все по своим местам.

     Очень неплохо, если у вас был опыт помощи молодой маме (соседке, родственнице, подруге) в уходе за ребенком. Или хотя бы у вас в доме были домашние животные, и вы имеете общее понятие о заботе и уходе за ними. Но все равно ничего из этого не даст вам полного представления о том, как изменится ваша жизнь после появления малыша. Вот всего лишь несколько «жертв», на которые вам необходимо будет пойти (если, конечно, вы хотите сами заниматься уходом и воспитанием своего ребенка, а не уповать на помощь бабушек-нянюшек):
- Год, два, а то и три у вас не будет спокойного ночного сна. Притом, что первые полгода его может не быть вообще.
- Эти же пару лет такие выражения как «я хочу» или «мне надо» необходимо будет соотносить с состоянием ребенка. Причем, желания и потребности ребенка в абсолютном своем большинстве побеждают.
- Уход за новорожденным ребенком – это тяжелый моральный и физический труд. Вы будете «беременны» ребенком еще месяцев 9 после его рождения, т.е. он практически постоянно будет у вас на руках.

     Кстати, в одном африканском племени так и воспитывают девушек, объясняя им, что беременность, на самом деле, длится 18 месяцев – 9 из них в утробе, а еще 9 снаружи. И только в 9 месяцев у них происходит обряд спускания ребенка на землю. Очень, мне кажется, разумно. И дети довольны, и мамы, изначально смирившись с таким положением, тратят гораздо меньше сил и нервов. И, по наблюдениям специалистов, такие дети (практически живущие на маме) еще несколько месяцев после рождения, гораздо спокойнее своих «белых» сверстников, мгновенно отлученных от матери.

     Далеко не последним может стать вопрос материального обеспечения потребностей мамы и ребенка на время декретного отпуска. Я бы не советовала надеяться на государство или только папину зарплату (если папа вообще рядом), а собрать себе собственный материальный капитал за год-два, чтобы спокойно заниматься ребенком, а не добычей хлеба насущного.

     Для того, чтобы не сорваться, сохранить душевный покой внутри себя и вокруг, необходимо иметь достаточно сильные убеждения – зачем же вам ребенок. Если ваше сердце переполняет любовь к этому маленькому комочку, то любые его капризы и требования будут восприниматься вами абсолютно спокойно. Если вы отчетливо понимаете степень вашей ответственности за будущее этого человека (а его будущее во многом зависит и от вашего отношения, от того, какие основы вы заложите в самом раннем детстве). Господь вам доверил Человека. И этот человек – плод любви между мужем и женой, соединивший в себе черты вас обоих.

     На вопрос, вынесенный в заголовок, я отвечаю – конечно, иметь, НО имея голову на плечах. При осознанном и ответственном отношении к материнству, в частности, и к родительству вообще, создаются крепкие семьи, в которых вырастают здоровые счастливые дети.

Читайте также материал Естественные роды без страха и боли

Проблемы современной семьи

     В последнее время из уст совершенно разных специалистов звучит тревога о вновь рождающемся и подрастающем поколениях. Проблема состоит в отрыве поколений Next от своих предков. И речь идет не столько о предках нынешних (т.е. родителях), но о праотцах и их традициях, их многовековом опыте. Это касается, например, земледелия и скотоводства.Жителям мегаполисов да и просто небольших городков уже не обязательно знать, как доить корову и возделывать землю. Развитие техники и технологий привело к тому, что сейчас дети и внуки учат родителей и дедушек-бабушек умениям обращаться с новинками компьютерной, телефонной и бытовой техники. Но и опыт домоустройства (создания семьи, рождения и воспитания детей) для нынешнего молодого поколения, к сожалению, утерян. Из-за чего мы можем наблюдать неразрешимые семейные конфликты, многочисленные разводы, насилие и агрессию внутри семьи. В таких условиях вырастают психически ущербные и закомплексованные люди, которые дальше по цепочке передают свои проблемы своим же женам, детям. Это необходимо осознать и изменить свое отношение к семье и условиям воспитания детей.

     Немного углубимся в историю. Для лучшего понимания сути проблемы сравним зарождение семьи, появление и воспитание детей несколько веков назад и сейчас.

     Необходимо упомянуть и о таком виде социума как племя, которое предшествовало собственно выделению из него отдельной ячейки – семьи – которая существует и ныне, как основа человеческого общества. Сила общества во многом заключена в его традициях, укладе, накопленном многовековом опыте. В этом смысле племя – очень сильная социальная структура, т.к. опыт и традиции передаются сразу из уст в уста, из рук в руки, естественно, при этом еще и усовершенствуя процесс. Все это придает стабильность и устойчивость развития. Часто в племени (не очень многочисленном) работа четко разделена. Кто-то добывает «дичь», кто-то готовит еду, кто-то собирает грибы-ягоды, кто-то стирает. При увеличении численности племени на следующей стадии его развития эти виды работ передаются в каждую ячейку (семью). Т.е. женщина уже готовит, стирает и собирает ягоды только для своей семьи, а мужчина охотиться для членов своей семьи. Постепенно и структура расположения жилищ из круговой превращается в продольную или квадратную. Т.е. у каждого есть отдельный дом и двор – т.е. некое пространство, отделяющее данную семью от остальных. Конечно, остается и место для общих мероприятий («площадь»), но каждый уже более обособлен и менее находится на виду. Традиции по-прежнему передаются довольно плотно и уверенно, т.к. в семьях много детей. Но и здесь происходят уже «потери» знаний, т.к. семья Ивановых почти не имеет возможности постоянно наблюдать, как стирает, готовит еду и пр. у семьи Петровых, как это было в племени, когда все находились практически постоянно на глазах друг у друга. Впрочем, и в нынешней деревне еще есть все-таки намного большая возможность понаблюдать за жизнью сородичей, чем в городе. Конечно, очень многие люди морально устают от такой вот жизни на виду. Хочется «зашиться» в свой хоть и скромный уголок. Урбанизация сделала свое дело – и расселило каждого по отдельной квартире, а еще лучше, если у этой квартиры затемненные окна и звуконепроницаемые стены. Каждый в своей соте (ячейке) творит, что ему вздумается.

     Добавим к этому трагедию предыдущих поколений (советское время), когда не один миллион человеческих судеб были исковерканы Системой. В жертву призрачной идее о коммунизме были принесены вера, культура, традиции многих великих народов, населяющих бывший СССР. Несколько поколений, выращенных в новых условиях, по новым правилам и законам, в т.ч. и моральным, навсегда возвели пропасть между естественным укладом народной, человеческой жизни и современным ее состоянием. Только в советское время «упорядочили» работу с детьми по всем направлениям – от рождения до выпуска в большую жизнь. Беременность и роды стали прерогативой не старушек-повитушек, а медицинских учреждений. После родов ребенка отбирали у матери, чем мгновенно разрывали естественную природную связь матери и дитя. Потом приносили кормить несколько раз в день «по часам», а не потребностям ребенка. Остается только догадываться, что творится в душе младенца после таких издевательств. Но и после вручения младенца матери и выписки из роддома «отлучение» его от матери продолжается. Поначалу это попросту отсутствие декретного отпуска, а потом его очень короткий период со смехотворным пособием на хлеб и воду вынуждают матерей отдавать своих деток в лучшем случае дедушкам-бабушкам-нянькам. В худшем – ясли-сад, где таких же несчастных по 30 душ в группе на одного воспитателя. Какой уж тут собственно воспитательный процесс, усмотреть хоть, чтобы лбы себе не порасшибали. Кстати, заботой же о здравии младого поколения, вот в таком вот составе - по 30 деток в одном помещении по 10-12 часов, при несформированном еще иммунитете малыши мгновенно подхватывают всякую заразу, продиктована и поголовная вакцинация. Глядишь – и работы у медперсонала гораздо меньше. Но это поначалу. Теперь-то мы можем наблюдать, как каждое последующее поколение «вакцинированных» становится все слабее и слабее. Объясняют медики это просто – экология, питание. Право, смешно. В этой же экологии и с этим же питанием в Беларуси, например, уже более 600 человек, которым перевалило за 100 лет. А им-то как раз и не успели сделать прививки. Поэтому наши прабабушки и прадедушки могут и нас пережить даже в зонах подлежащих отселению после аварии на ЧАЭС.

     Идем дальше. Детский сад – четкий режим, общие для всех правила, опять же промывание мозгов про дедушку Ленина, счастливое детство и светлое будущее. Кроме, как уже сказано выше, многочасового отлучения от матери, поголовной вакцинации, детские сады советского типа сильно подрывали здоровье и психику ребенка. В связи с чем последующие поколения становятся все более больными, неуправляемыми, агрессивными. К 7 годам отрыв от родителей фактически уже состоялся и на самом деле вы, как родители, уже вряд ли можете с полным правом называть своего ребенка «своим». Прежде всего, получилась готовая болванка для последующего воспитания и обучения «строителя коммунизма». Чем в дальнейшем и занимались наши советские школы, училища и пр. учебные и идеологические учреждения. «Ребенок с ключом на шее» - это прозвище может примерить на себе каждый второй (а может и больше?) детей советских родителей. Когда родителям постоянно внушали, что общественное выше личного, а о их детях прекрасно позаботятся специально созданные для этого службы. Помните, многие из таких «советских» родителей, если их чадо оступалось, совершало преступление, говорили, что это виновата школа, педагоги, но никак не они, т.к. к воспитанию собственного ребенка они не имеют ни малейшего отношения. Они, дескать, достойные члены общества, работают на благо Родины и все силы этой Родине и отдают, так что на детей не хватает. Родили – а дальше не наша забота. План выполнили и можно лежать на диване.

     И вот теперь следующая волна - поколение «детей с ключами на шее» пытаются создать свои семьи и родить, воспитать детей. Изначально можно сказать, что многие из этих попыток закончатся крахом, даже к Нострадамусу ходить не надо. Кроме того, что они не наблюдали никакого воспитательного процесса у своих родителей, повезло тем, кто имел возможность понаблюдать уклад семьи досоветского периода, своих бабушек-дедушек, если им повезло и они не были репрессированы, раскулачены, не погибли в гражданскую или вторую мировую войну. А прабабушки и прадедушки есть только у единиц. Поэтому в отсутствии естественным образом полученного опыта предков создаются семьи и рождаются дети – как Бог на душу положит.

     В связи с колоссальным отрывом детей от родителей, естественно, мы не слушаем своих родителей и их советов, т.к. во многом, как это ни грустно и страшно, эти советы просто вредны. Поэтому вынуждены мы теперь по крупицам собирать информацию и воссоздавать систему семьи и воспитания детей.

     Несколько важных составляющих рождения и воспитания нормального физически и психически здорового ребенка в первые годы его жизни:

  • Рождение и воспитание ребенка в любви и уважении к нему и друг к другу. Не забывайте, что воспитывается ребенок, прежде всего, на вашем собственном примере
  • Естественные роды
  • Постоянное пребывание ребенка с матерью сразу после рождения, прикладывание к груди в первые минуты жизни
  • Естественное вскармливание до 2-3х лет (до максимально естественного прекращения)
  • Совместный сон до 2-3х лет (по состоянию ребенка). Перекладывать в отдельную кровать при психологической готовности ребенка спать одному. Признаки: ребенок умеет играть самостоятельно и находиться один (в комнате) некоторое время, «ищет» укрытие, строит «шалаш», «гнездуется».
  • Совместное пребывание непосредственно с матерью до 2-3х лет. И после 3х лет максимальное пребывание внутри семьи, а потом уже в садах-школах и пр. Учтите, что многочасовое пребывание в раннем возрасте в окружении сверстников приводит не только к частым заболеваниям, но и перегрузке нервной системы ребенка (могут быть нарушения сна, потеря аппетита, плаксивость, агрессивность, запоры, энурез, проблемы с речью - при этом ребенок устно может говорить, что в детском саду ему нравится и с удовольствием туда ходит). К тому так называемая социальная адаптация в детском саду происходит стихийно, что закладывает в ребенке ложные представления о правильном поведении в обществе, во многом лишает его индивидуальности. Необходимо максимально внимательно относится к нормам поведения, моральным принципам, которые закладываются в раннем возрасте и оказывают сильное влияние на всю дальнейшую жизнь человека
  • Введение прикорма (на естественном вскармливании) при нормальном развитии ребенка не раньше полугода и при наличии пищевого интереса. Сохранение кормления грудным молоком как основной пищей до года (если нет отклонений в развитии, наборе веса и пр.). Щадящий прикорм (нейтральные каши, овощи, компот из сухофруктов). Сок после 3х лет, молочные продукты (коровьего молока) осторожно вводить после года, начиная с кисломолочных. Мясо после года. Минимум дополнительных вкусовых добавок – соли, сахара и пр. "усилителей вкуса". Педагогический прикорм (прикармливать из маминой тарелки, провоцируя и поддерживая пищевой интерес).
  • Минимум запретов, повышенного голоса, больше одобрения и похвалы.
  • Лучшее занятие для ребенка - посильное участие во всех домашних делах, это же и обучение. Лучшие игры - вместе со взрослыми или разновозрастными детьми (только так он познает что-то новое и обучается).
  Психологический цветовой тест Люшера

Вопросы, замечания пишите здесь

жалобная книга

 


(c) 2005-2013 Yunona
Сайт создан в системе uCoz